Антимонопольный комплаенс представляет собой систему мер, которые предпринимает компания для минимизации риска антимонопольных правонарушений.
Антимонопольный комплаенс представляет собой систему мер, которые предпринимает компания для минимизации риска антимонопольных правонарушений. В Российской Федерации регулятором, контролирующим соблюдение законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). По мнению ФАС антимонопольный комплаенс стал безальтернативной реальностью отечественной экономики.
Необходимость внедрения антимонопольного комплаенса хозяйствующими субъектами ФАС обосновывает очень просто. Действующая система антимонопольного комплаенса позволяет компаниям не нарушать закон «О защите конкуренции». Штрафы за нарушение этого закона для крупных компаний могут достигать миллиардов рублей. Кроме того, совершение антимонопольных и должностных преступлений влечёт уголовную ответственность для владельцев бизнеса и руководства организаций.
За примерами далеко ходить не нужно. Только что ФАС на основании проведённого расследования признала всю «большую четвёрку» российских операторов связи нарушителями закона о защите конкуренции. МТС, Tele2, «ВымпелКом» и «Мегафон» нарушали права частных компаний. Коммуникационные гиганты дискриминировали частников, предоставляя компаниям с государственным участием льготные тарифы на массовую рассылку СМС- сообщений.
При этом операторы «большой четвёрки» числятся в авангарде борьбы за честную конкуренцию на российском рынке. МТС объявило о внедрении службы антимонопольного комплаенса ещё в 2015 году. А «ВымпелКом» и Tele2 – и того раньше. «Мегафон» насколько лет назад разработал систему мероприятий и процедур «по предупреждению рисков нарушения антимонопольного законодательства». Правда, ФАС сразу заподозрила, что пионеры российского антимонопольного комплаенса рапортуют об успехах своих комплаенс-систем в основном «для галочки». Видимо, подозрения регулятора оказались оправданными. Правовой комплаенс пришёл в Россию с Запада и в значительной степени служит исключительно имиджевым целям больших отечественных компаний при их взаимодействии с иностранными контрагентами. О появлении собственных традиций и культуры комплаенса в России пока что говорить преждевременно.
Создание реально работающих комплаенс-систем и фактическое осуществление комплаенс-контроля требует опыта и занимает не один год. Руководители компаний прежде всего должны осознать весь потенциальный ущерб, который несут антимонопольные риски и декларировать недопустимость антимонопольных нарушений. При наличии политической воли руководства специалисты смогут выработать ответственную политику, содержащую меры по минимизации рисков. Осознанное внедрение разработанной политики и постоянный мониторинг её исполнения (комплаенс-контроль) являются необходимыми компонентами работающего антимонопольного комплаенса.