Комплаенс-системы стали обязательным атрибутом большого бизнеса.
Большие международные компании в современных условиях обязательно внедряют комплаенс-системы. При этом функцию комплаенс реализуют либо специальные структурные подразделения (комплаенс-подразделения), либо эта обязанность возлагается на юридические отделы.
Какие направления преимущественно включаются в комплаенс-системы?
Аналитические исследования показывают, что международные компании включают в понятие комплаенс прежде всего антикоррупционные программы и контроль соблюдения этических норм. Далее следуют антимонопольный комплаенс, охрана труда и экология, соблюдение прав сотрудников, защита персональных данных.
Оценка комплаенс-рисков
Одним из элементов комплаенс-контроля является регулярный (преимущественно ежегодный ) мониторинг и анализ комплаенс-рисков компаний. Однако далеко не все организации выделяют процедуры оценки комплаенс-рисков из общего анализа рисков.
Комплаенс подразделения проводят мониторинг и оценку рисков по таким направлениям как: риски нарушения антикоррупционных требований и процедур, антимонопольные риски, риски мошенничества, этические риски, риски нарушения норм охраны труда и трудового законодательства, риски утечки персональных данных.
Функции комплаенс-подразделений
Комплаенс -подразделения проводят целевое обучение персонала, получают первичную информацию о нарушениях в области комплаенс. В их обязанности входят анализ и расследование коррупционных нарушений, а также инцидентов, порождённых конфликтами интересов и неэтичным поведением сотрудников и ситуаций, чреватых репутационными издержками.
Руководители компаний и подразделений согласовывают с сотрудниками комплаенс-офисов так называемые рисковые операции. К таким операциям относят представительские расходы, дарение подарков от имени и за счет компании, благотворительные акции, взаимодействие с представителями государственной власти и госслужащими.
Участие комплаенс-подразделений в проверке контрагентов
Одним из направлений работы специалистов комплаенса является проверка контрагентов. Однако руководство международных компаний не всегда прибегает к помощи комплаенс-офисов при работе с контрагентами. Как правило, проверку осуществляют подразделения, ответственные за заключение сделок, а комплаенс-подразделения включаются в процесс, если в отношении контрагентов выявляются явственные комлаенс-риски.
Расследование нарушений, относящихся к области комплаенс
Нарушения в сфере комплаенс анализируются и расследуются прежде всего силами комплаенс-подразделений. Уровень участия руководства компаний в расследовании определяется тяжестью и последствиями нарушений. Глобальные расследования с участием высших должностных лиц компаний проводятся в случаях выявления государственными структурами коррупционных и антимонопольных нарушений и при наличии серьёзных убытков и репутационных издержек, причинённых нарушениями.