Недопущение отмывания преступных доходов через официальные финансовые структуры – важная часть финансового комплаенса.
Одним из основных источников поступления преступных денег в мировую финансовую систему является, как ни странно, нелегальный трафик ресурсов дикой природы (НТРДП). Незаконная торговля дикими животными и растениями причисляется к организованной преступной деятельности. В документах британского правоохранительного ведомства нелегальная торговля ресурсами дикой природы трактуется как «любое действие, которое противоречит действующему законодательству (на национальном или международном уровне), регулирующему защиту животных и растений». По данным правительства Великобритании годовой оборот НТРДП составляет около 17 миллиардов фунтов стерлингов. Таким образом, в структуре международной транснациональной преступности торговля дикими животными и растениями занимает четвёртое место по доходности, уступая лишь торговле наркотиками, оружием и людьми. Всё это означает, что борьба с преступлениями против дикой природы – объект комплаенса.
Можно отметить ряд характерных черт НТРДП. Так, по сравнению с другими незаконными схемами отмывания денег, торговля дикими животными и растениями приносит большие доходы при относительно низких рисках. И это делает НТРДП привлекательным направлением бизнеса для международной преступности.
Отмечено, что организованные преступные группировки нередко совмещают трафик наркотиков и людей с НТРДП. Ведь главное в структуре транснациональной преступности – налаженные сети, через которые может прокачиваться тот или иной «продукт».
Торговля ресурсами дикой природы неизбежно связана с коррупцией. Трафик экзотических животных и растений был бы невозможен без подкупа чиновников и незаконного оформления документов и разрешений на ввоз и вывоз.
Итак, НТРДП является одним из основных источников поступления преступных денег в международную финансовую систему для дальнейшего отмывания и, таким образом, предметом финансового и антикоррупционного комплаенса.
В аналитических исследованиях отмечается недостаточный уровень осведомлённости государственных и финансовых институтов о рисках, связанных с НТРДП. Как правило, в национальных юрисдикциях незаконная торговля дикими животными и растениями не причисляется к основным источникам преступных доходов и не таргетируется как объект комплаенса. А это затрудняет реализацию соответствующих комплаенс-программ на национальном уровне. Эксперты относят к первостепенным задачам борьбы с НТРДП официальное включение преступлений против дикой природы в число зон высокого риска отмывания незаконных доходов. Кроме того, срочным и необходимым представляется усиление координации ведомств, осуществляющих борьбу с преступлениями против дикой природы, как на национальном, так и на международном уровне.