Комплаенс в коммерции означает практическое воплощение решимости предпринимателей вести бизнес по правилам, без нарушений законов и нормативов.
Идеология комплаенса базируется в значительной степени на доказывании выгодности честного бизнеса. Законопослушные компании не платят огромных штрафов, не теряют прибыль в результате потери репутации и не носят передачи своим бывшим топ-менеджерам, осуждённым на длительные сроки за мошенничество. То есть, переходить дороги только по пешеходныи переходам, предварительно посмотрев налево и направо, прежде всего выгодно, потому что ездить в инвалидной коляске прежде всего невыгодно. Однако, в числе политик комплаенса обязательно присутствует корпоративная этика и воспитание этой самой этики у сотрудников. На сайтах больших компаний обязательно вывешен кодекс корпоративной этики. А комплаенс-функция включает мониторинг соблюдения норм корпоративной этики.
Этика означает хорошее, правильное поведение. Правильнее всего люди ведут себя, когда руководствуются не соображениями выгоды, а моралью и требованиями совести. Таким образом, если весь бизнес станет высокоморальным и совестливым, то восторжествует корпоративная этика и никто не будет совершать никаких нарушений. Комплаенс, будучи реализованным исключительно за счёт высокой сознательности всех участвующих во всех бизнес-процессах, станет просто ненужным.
Но такой вариант глобального торжества комплаенса совершенно утопичен. Специалисты по комплаенсу отмечают, что люди, как в повседневной жизни, так и в бизнесе, мотивируются отнюдь не морально-этическими установками. Человеческие поведенческие программы контролируются не критериями хорошего правильного поведения, а возможностью добиться своего и «не влипнуть», «выйти сухими из воды». Хорошо то, что сходит с рук. Такая модель поведения свойственна и клеркам мелких фирм, и руководителям международных корпораций, и высокопоставленным государственным чиновникам. Клерки мусорят в офисах, топ-менеджеры обманывают инвесторов, чиновники берут взятки.
Поэтому битвы с отмыванием денег, коррупцией всех видов и монопольными сговорами будут длиться бесконечно. Хакерские атаки на банки и финансовые компании всегда будут иметь шансы на успех, потому что сотрудники всегда будут увиливать от соблюдения правил кибергигиены.
Комплаенс-риски, обусловленные отсутствием этики, не снижаются, а наоборот, возрастают. Но минимизировать эти риски приходится не выработкой этических поведенческих установок, а внедрением всё новых формальных комплаенс-технологий. Одним из таких формальных инструментов является контроль за соблюдением норм корпоративной этики. Однако не кодекс корпоративной этики, загруженный на сайт компании, определяет этику людей, а сугубо внутренние побуждения. Так что работы у сотрудников комплаенс-подразделениий и фирм, специализирующихся а создании комплаенс-систем, в ближайшем будущем не убавится.