Теоретики и эксперты комплаенса в попытках построить универсальную модель законопослушного бизнеса упорно делают ставку на корпоративную этику.
Действительно, компания, все сотрудники которой, от топ-менеджеров до клерков, строят свою производственную деятельность, руководствуясь требованиями морали, не будет нарушать ни антикоррупционное, ни антимонопольное, ни трудовое и никакое прочее законодательство, поскольку членам трудового бизнес-коллектива просто совесть не позволит поступать не по правилам. И вся коммерческая деятельность такой высокоморальной фирмы станет одним безграничным комплаенсом. В результате, уважающие себя корпорации непременно принимают кодексы корпоративной этики, а их комплаенс-подразделения и комплаенс-офицеры стараются привить эту этику сотрудникам. Этика и комплаенс становятся чем-то вроде синонимов. Или, скорее, в социологических и правовых исследованиях всё чаще вместе спрягаются поведенческая этика и комплаенс.
Беда в том, что человеческому обществу в целом и отдельным людям в частности совершенно не свойственно этичное поведение. Об этом свидетельствуют история, социология, психология. Бизнес и этика уживаются особенно трудно. Цель предпринимательской деятельности – получение систематической прибыли, а не жизнь по совести. Поэтому апологетам корпоративной этики приходится призывать на помощь психологию, поведенческую экономику, поведенческую этику и прочие научные достижения в попытках внедрить этические нормы в ежедневную практику компаний.
Понятно, что глава инвестиционного фонда, который твёрдо и бесповоротно решил украсть деньги инвесторов или менеджер, главной целью которого является получение взяток от контрагентов, навеки потеряны для благородного дела комплаенса. Однако многие сотрудники, в общем, не прочь исполнять моральные обязательства и жить со спокойной совестью, но им не хочется, во-первых, напрягаться и, во-вторых, терять некую мелкую выгоду. При этом людей, которым лень поступать этично, совесть, как правило, не терзает. Для таких слегка заблудших овец придумана технология «подталкивания» или мягкое вовлечение в этичное поведение.
Например, британская налоговая служба, рассылая уведомления должникам, «подталкивала» неплательщиков, дополняя стандартный текст фразой, что большинство людей платит налоги вовремя. Исследования показывают, что фирмы-исполнители редко пытаются получить лишнее с клиентов, требующих расшифровки и обоснования счётов за предоставленные услуги. Ну и так далее.
Технология «подталкивания», разработанная специалистами по поведенческой этике, включает три элемента:
— напоминание в нужный момент о существовании моральной составляющей поведения;
— напоминание о том, что неэтичное поведение не остаётся незамеченным окружающими;
— демонстрация наличия несомненной связи между обыденными поступками и принципами высокой морали.
Честно говоря, вся эта новейшая наука тысячелетиями используется в религиозных практиках и тычет пальцем в лицо с пожелтевших плакатов типа «А ты записался в добровольцы?!». Но нужно же продвигать вперёд теорию комплаенса и снабжать методическими указаниями комплаенс-офицеров компаний, вывесивших на своих сайтах кодексы корпоративной этики.