Теоретики и апологеты корпоративной этики считают её основой комплаенса в бизнесе.
В качестве доказательства ведущей роли этики в комплаенсе они указывают на разрыв между темпами внедрения инновационных технологий и появлением регулирующих норм. Логика доказывания следующая. Инновационные технологии растут как грибы после дождя, создавая компаниям риски, обусловленные правовой неопределённостью, а законотворчество всё сильнее отстаёт. Бизнесу необходимо принимать решения в отсутствие регулирования. Как соблюсти комплаенс, если неизвестны правила, которые необходимо выполнять? В такой ситуации помочь может только высокая этическая культура. Этичные предприниматели не выйдут из правового поля, даже если границы этого поля не очерчены. Так что именно этика – основа комплаенса.
И вот уже этика объявляется главной корпоративной ценностью. Десятки тысяч сотрудников международных компаний проходят срочный и интенсивный этический тренинг, усваивая, как наилучшим образом разрешать этические дилеммы. Организуются «дни этики» с задаванием вопросов главам компаний в режиме онлайн и всё такое прочее. Правда, социологические исследования показывают, что всё больше генеральных директоров корпораций вынуждены увольняться в связи с неэтичными поступками, среди которых фигурируют мошенничество, взяточничество, торговля инсайдерской информацией и сексуальные вольности. Да и действительно ли корпоративная этика – основа комплаенса на фоне провала правовой регуляции?
Надо признать, что национальные и международные регуляторы всех уровней и в правду демонстрируют беспомощность перед правовыми проблемами, которые создаёт бурное развитие новых технологий. Например, законодатели и чиновники не могут понять, как им справиться с утечкой персональных данных в коммуникационных сетях и как регулировать высокотехнологичные финансовые инструменты, такие как криптовалюты.
Однако, законотворчество отставало от технологических инноваций всегда, задолго до появления в компаниях вице-президентов по комплаенсу и обязательных кодексов корпоративной этики. Кроме того, эксперты указывают, что этика и комплаенс плохо усваиваются широкими массами менеджеров и офисных сотрудников. Разговоры на эти темы представляются занятым спешащим людям пустой тратой времени. Комплаенс-офицеры рассказывают о вещах и так с детства знакомых. О том, что нужно быть честными, искренними и соответствовать этическому кодексу компании. А это всё очень скучно, вызывает негативизм и отторжение.
Кроме того, психологам известно, что социальное поведение людей управляется отнюдь не благими намерениями. Реальный критерий: хорошо то, что «сойдёт с рук». Приходя в офис, новичок смотрит, как ведут себя окружающие. А реальная жизнь далека от высоких этических стандартов. Немного обмана здесь, немного коррупции там. Этичное поведение насаждается сверху и поневоле, а неэтичное непрерывно генерируется окружающей реальностью. Поэтому этику приходится внедрять с помощью тотального контроля и лишения премий тех отступников, которые уличены в поведении, не соответствующем моральным ценностям корпорации.