Антикоррупционный комплаенс – одно из основных направлений минимизации правовых рисков в бизнесе.
Антикоррупционный комплаенс – одно из основных направлений минимизации правовых рисков в бизнесе. Это системный комплекс мер противодействия коррупции в коммерческой организации. Работающая система антикоррупционного комплаенса позволяет, прежде всего, избежать причинения ущерба, связанного с уголовной и административной ответственностью за коррупционные нарушения. Финансовые и репутационные издержки, возникающие в случае привлечения к ответственности компаний и должностных лиц , уличённых в коррупции, очень значительны.
Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и, как следствие, был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», обязывающий коммерческие организации предупреждать коррупцию и противодействовать ей. Уголовный кодекс РФ предусматривает привлечение к уголовной ответственности по нескольким составам, связанным с злоупотреблением должностными полномочиями, коммерческим подкупом, дачей и получением взяток.
В то же время, коррупция в России – повседневная и повсеместная практика. РФ занимает непочётное место во второй сотне наиболее коррумпированных стран (согласно Индексу Transparency International ). Поэтому внедрение антикоррупционного комплаенса очень актуально для отечественного бизнеса.
В основе антикоррупционного комплаенса компании лежит политика, цель которой — контроль коррупционных рисков в деятельности организации. Антикоррупционная политика охватывает ряд направлений.
Премии
Премиальная политика определяет размер и условия выплаты премий, возможные основания для отказа в выплате вознаграждений.
Принятие и дарение подарков
Прежде всего необходимо определить, что такое подарок , чтобы разграничить «подарок» и «взятку». Также необходимо чётко определить в каких случаях сотрудники компании могут получать подарки и кому подарки противопоказаны. Дарить корпоративные подарки также следует только в соответствии с антикоррупционной политикой.
Урегулирование конфликтов интересов
Определяется поведение сотрудников компании в случае возникновения конфликта интересов с учётом того, что интересы компании имеют безусловный приоритет над интересами сотрудников.
Конфликт интересов возникает в случаях, когда интересы сотрудника вступают в противоречие с интересами компании, а также с интересами клиентов компании. Возможен конфликт интересов клиентов.
Взаимодействие с контрагентами
Контрагенты компании не должны иметь «коррупционного» послужного списка. Поэтому политика антикоррупционного комплаенса должна включать процедуры проверки контрагентов и технологии взаимодействия с партнёрами
Контроль благотворительной помощи
Благотворительная помощь не должна нести коррупционные риски. Необходимо определить виды допустимой благотворительной помощи, порядок и размеры её оказания. Документация, касающаяся благотворительной помощи, должна быть прозрачной и не внушать подозрений.