Опрос , проведённый среди 7200 компаний из 23 стран показал, что уровень корпоративного мошенничества постоянно растёт.
Или, может быть, растёт осведомлённость руководства фирм о том, что их организации несут постоянные убытки из-за мошенничества. 49% опрошенных признали, что пострадали от мошенничества. Вопрос состоит в следующем: 51% прочих компаний неподвластны этому недугу или просто не осведомлены о нём? По мнению экспертов противодействие корпоративному мошенничеству со стороны бизнеса пока что отнюдь не адекватно угрозе.
По крайней мере половина выявленных случаев корпоративного мошенничества – дело рук сотрудников пострадавших компаний. Более трети мошенничеств и экономических преступлений относятся к области киберпреступности. В современном цифровом мире мошенничество становится системным фактором, неотъемлемой частью корпоративной экономики. Мошенники выстраивают всё более изощрённые схемы обмана и хищений, базирующиеся на передовых технологиях. Количество и масштаб рисков, связанных с корпоративным экономическим мошенничеством, постоянно растёт. Однако, осознание уровня этой проблемы и наносимого ущерба руководством компаний на настоящий момент недостаточно. Поэтому первостепенное значение приобретает комплаенс, а именно: осознание уровня рисков, порождённых мошенничеством, учет и мониторинг рисков и выработка риск-ориентированного подхода.
Противодействие корпоративному мошенничеству невозможно без умения видеть риски экономических преступлений и правильной интерпретации таких рисков. К наиболее распространённым видам корпоративного мошенничества относятся незаконное присвоение активов, обман потребителей, киберпреступность. Мошенничества всё чаще совершаются сотрудниками компаний, при этом постоянно возрастает доля экономических преступлений, совершённых старшими менеджерами. Но основной ущерб неизменно наносят недобросовестные действия контрагентов, то есть организаций и лиц, которые априори пользуются доверием компаний.
Одним из эффективных инструментов противодействия мошенничеству является внедрение новых технологий. К ним относятся автоматизированное распознавание подозрительных транзакций на основе больших данных, мониторинг сетевых коммуникаций, использование искусственного интеллекта.
Однако следует помнить, что мошенничества, даже высокотехнологичные, всегда совершают люди. Учёт поведенческих факторов, лежащих в основе мошенничества и сопровождающих мошенничество, позволяет эффективно предупреждать экономические преступления. Решение смошенничать порождается наличием , во-первых, причин, толкающих к мошенничеству, во-вторых, возможностью совершить соответствующие действия и, в-третьих, поводами для самооправдания при совершении мошенничества. Анализ составляющих «треугольника мошенничества» и противодействие каждой из его компонент значительно уменьшают риски ущерба, обусловленного экономическими преступлениями сотрудников компаний.
По мнению экспертов полностью искоренить корпоративное мошенничество практически невозможно. Однако комплаенс-системы, построенные на сочетании эффективно выстроенной корпоративной этики и продвинутых информационных технологий, позволяют минимизировать риски и ущерб от этого бедствия.