Правительство РФ внесло в Государственную думу проект изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции».
Эти изменения означают, что антимонопольный комплаенс в России должен получить официальный статус. Заимствованный из английского языка термин «антимонопольный комплаенс» в тексте документа заменен таким понятием как «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства». Но это всего лишь подстрочный перевод с английского. Законопроект устанавливает порядок создания организациями антимонопольных комплаенс-систем и требования к политикам отечественного антимонопольного комплаенса.
Организации получат право подготавливать и представлять в федеральные антимонопольные органы внутренние акты, регламентирующие системы антимонопольного комплаенса. Таким образом, предполагается, что хозяйствующие субъекты будут сами брать на себя обязательства по построению антимонопольных комплаенс-систем и осуществлению комплаенс-контроля. Комплаенс-системы, одобренные антимонопольным ведомством, позволят хозяйствующим субъектам, действующим в рамках таких одобренных комплаенс-политик, уже не бояться ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. То есть, создавай антимонопольную комплаенс-систему, получай положительное заключение регулятора, следуй политикам комплаенса и спи спокойно.
Законопроект формулирует требования к системам внутреннего антимонопольного комплаенса. Требования эти стандартны: оценка рисков нарушения организацией антимонопольного законодательства, определение структуры комплаенс-системы, мониторинг и комплаенс-контроль эффективности созданной системы, обучение персонала, назначение комплаенс-офицера. Информация о введении антимонопольного комплаенса (о принятии соответствующего акта) должна быть опубликована в интернете на сайте организации.
Комплаенс-системы уже прочно вошли в практику больших бизнесов экономически развитых стран. Антимонопольное направление – важная, но далеко не единственная часть комплексного корпоративного комплаенса в его современном варианте. Представленный правительством РФ законопроект прокладывает комплаенсу, пока что антимонопольному, путь в российскую юрисдикцию.
Естественно, что риски нарушения антимонопольного законодательства наиболее актуальны для монополистов, для бизнесов, доминирующих в своих нишах рынка. Уровень монополизации российской экономики очень высок и состояние конкурентной среды оставляет желать лучшего. В настоящее время ответственность за нарушение российского антимонопольного законодательства предусматривает применение оборотных штрафов и уголовной ответственности. Комплаенс получил международное признание как идеология и технология добровольного соблюдения бизнесом норм и законов. Потому российские регуляторы надеются, что введение комплаенса облегчит тяжёлое бремя борьбы с монополистами, переложив это бремя на плечи самих объектов регулирования.
Однако для гигантов отечественного бизнеса антимонопольный комплаенс в России – реальность, существующая уже не первый год. Крупнейшие хозяйствующие субъекты от Калининграда до Владивостока вполне уверенно могут рассказывать о своих антимонопольных политиках. Правда, до сих пор они проводили внутренние антимонопольные мероприятия в добровольном порядке, прежде всего ради создания позитивного имиджа в глазах зарубежных партнёров. Но после официального внедрения антимонопольного комплаенса в российское правовое поле отечественные монополисты без особого труда смогут отрапортовать о создании антимонопольных комплаенс-систем и получить положительные заключения регуляторов, уже в рамках действующего законодательства.