Суды общей юрисдикции начнут рассматривать коллективные иски граждан.
С 1 октября 2019 года вступает в силу новый закон о групповых исках. Это означает, что потребительские бизнесы столкнутся с новыми рисками. Зарубежная судебная практика показывает, что возмещение ущерба при удовлетворении судами коллективных исков может привести к потерям, несовместимым с дальнейшей деловой жизнью организаций-ответчиков. В область таких рисков в российской юрисдикции попадут прежде всего поставщики потребительских товаров, финансовых и телекоммуникационных услуг, а также застройщики, туроператоры и перевозчики.
Закон о групповых исках позволяет гражданам обращаться в суд с предъявлением общему ответчику сходных требований при сходных фактических обстоятельствах. Для подачи коллективного иска требуется как минимум группа из 20 истцов. Группа создаётся с помощью размещения объявлений в интернете, публикаций в СМИ и на сайтах судов.
В какой степени приживутся коллективные иски в отечественной судебной практике – в настоящий момент предсказать трудно. Российское общество никогда не отличалось стремлением к самоорганизации и групповым инициативам. Неясно, какие структуры смогут выступить в роли «застрельщиков» и катализаторов массовых судебных процессов. В США, где групповые иски особенно популярны, эту роль выполняют юридические фирмы. Они организуют группы потерпевших и берут на себя расходы по проведению экспертиз, созданию доказательной базы и прочие судебные издержки. Групповые судебные процессы, связанные с нанесением экологического ущерба и/или вреда здоровью, где ответчиками являются крупнейшие нефтяные и фармацевтические компании, длятся годами и судебные расходы в этих случаях очень велики. Зато и суммы возмещения в крупнейших коллективных исках составляют миллиарды долларов, причём до половины этих штрафов достаётся юристам в качестве гонорара успеха.
Таким образом, за рубежом инициаторами коллективных исков становятся юристы, которые анализируют и заранее оценивают шансы на успех процесса, организуют группы истцов (иногда многотысячные) и берут на себя судебные расходы. Российский вариант организации групповых исков должен выстраиваться в обратном порядке: истцы объединяются в группу, а объединившись, подыскивают себе судебного представителя. При таком раскладе заинтересованность как граждан, так и юридических фирм, в массовом запуске массовых исков существенно снижается.
Высказываются мнения, что в России раскрутить механизм коллективных исков смогут судебные инвесторы, прежде всего частные инвестфонды, вкладывающиеся в судебные дела в надежде на прибыль. Так или иначе, практика покажет, какой будет эффективность нового судебного инструментария на отечественной почве. Однако, если коллективные иски станут популярной темой потребительского права, отечественным поставщикам товаров и услуг мало не покажется. И ценность продуманного риск-ориентированного подхода к ведению потребительских бизнесов возрастёт многократно.