Компании, производящие и распространяющие фармацевтические изделия в российской юрисдикции, сталкиваются с повышенными рисками попадания под санкции регуляторов.
Этим рискам подвергаются как производители фармпрепаратов, так и аптечные сети. Однако существует целый класс продуктов, соседствующих с лекарственными средствами на аптечных витринах, производители которых не слишком озабочены соблюдением хоть какого-либо комплаенса. Эта продукция известна под аббревиатурой БАД – биологически активные добавки к пище. БАДам комплаенс не нужен.
БАД формально относятся к пищевым продуктам и содержат биологически активные вещества, попадающие в организм вместе с пищей. При этом БАД не являются лекарственными средствами и не предназначены для профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Согласно санитарным правилам и нормам РФ БАД разрешены к продаже через аптечные учреждения и через специализированные секции продовольственных магазинов. Иные способы розничного сбыта БАД, в том числе дистанционные, включая интернет, запрещены.
Однако, претензии к БАД, опубликованные на сайтах антимонопольного регулятора ФАС и Роспотребнадзора, пекущегося о защите прав потребителей, с трудом поддаются исчислению.
ФАС предъявляет производителям БАД обвинения в массовых нарушениях антимонопольного законодательства. Проверки выявляют сотни БАД, имеющих название и стиль оформления «одноименные или схожие до степени смешения» с лекарственными препаратами, которые предлагают российские аптеки. То есть производители БАД имитируют в названиях и оформлении лекарственные средства, вводя в заблуждение потребителей. Формально – это недобросовестная конкуренция, реально – создание рисков для здоровья граждан. Ведь БАД не являются лекарственными средствами и не могут использоваться для лечения.
Более того, производители БАД прямо рекламируют свою продукцию как лекарства и продают биодобавки, используя названия известных лекарственных препаратов. Согласно докладу ФАС «подавляющая часть БАДов в рекламе позиционировалась именно как излечивающая от того или иного заболевания, что являлось нарушением … нормы Закона о рекламе».
Нарушения законодательства при сбыте БАД подтверждаются судебными решениями в пользу регуляторов. Однако в судебных процессах потребителей представляют ФАС или Роспотребнадзор. При этом штрафы в 100 тыс. рублей вряд ли слишком огорчают фирмы, освоившие рынок объёмом около $1 млрд в год. Так что БАДам комплаенс не нужен.
Сами пострадавшие граждане с БАДами в судах не сражаются. А ведь недобросовестная реклама якобы лечебных свойств БАД и искажения информации при подаче биологических добавок как лекарственных средств носят массовый характер и могли бы стать предметом коллективных исков, закон о которых вступил в силу в октябре 2019 года. Однако потребителями БАД в основном являются пожилые и недостаточно осведомленные граждане. Остаётся надеяться, что групповые иски, связанные с нарушениями законодательства при обороте БАД, могут привлечь интерес судебных инвесторов.