Так называемый «тон сверху» считается одним из важнейших элементов успешной работы комплаенс–систем корпоративного бизнеса.
Под тоном сверху специалисты по комплаенсу и этике сегодня понимают вариант корпоративной культуры, которого придерживается руководство компании. Считается, что именно правильный тон сверху делает компанию единым, живым и успешным организмом в глобальной экосистеме современного бизнеса.
Нужный тон сверху определяет уровень корпоративной культуры и этики, сводит к минимуму репутационные риски бизнеса и является стержнем, вокруг которого выстраиваются антикоррупционный, антимонопольный и прочие элементы комплаенс-системы. Попросту говоря, если в своей деятельности генеральный директор и совет директоров руководствуются открыто заявленными миссией и ценностями и ведут себя честно и этично, то именно в таком ключе начинают взаимодействовать сотрудники, акционеры и контрагенты. И наоборот. Непредсказуемые и малопонятные лидеры вызывают подозрение. Если никому неизвестно, каким принципам следует руководство компании, то вполне возможно, что вообще никаким.
Тон сверху был и остаётся острой проблемой взаимодействия больших публичных компаний и регуляторов. Собственно, сама идеология регуляторного комплаенса является реакцией на грандиозные скандалы и банкротства начала 21-го века, ключевую роль в которых сыграли умышленные противозаконные действия лидеров корпоративного бизнеса. И ныне, согласно социологическим исследованиям, количество увольнений гендиректоров корпораций, связанных с мошенничеством, взяточничеством, инсайдерскими махинациями и сексуальными шалостями, возрастает из года в год. Так что правильный тон сверху более выглядит декларацией о намерениях, чем реальной корпоративной практикой.
Интересно, что американские эксперты по комплаенсу приводят стиль управления президента Дональда Трампа в качестве примера неправильного тона сверху. Они считают, что Трамп единолично «рулит» экономикой и политикой США , последовательно проявляя непоследовательность и невежество. В результате никто не может сказать, какими принципами, ценностями и установками руководствуется администрация Трампа. Дезориентированы собственные сотрудники — силовые структуры и системный бизнес США, политические контрагенты в Европе и торговые партнёры в Китае. Процесс импичмента, недавно начатый против президента Трампа, может служить подтверждением выводов специалистов по комплаенсу.
Однако можно вспомнить, что до того, как Дональд Трамп стал президентом США, он много лет был преуспевающим бизнесменом. Трамп руководил своими бизнесами исключительно авторитарно, участвовал в 4 тыс. судебных процессов, неоднократно банкротил принадлежащие ему фирмы и публично признавался, что «играет с законами». То есть, корпоративный стиль руководства Трампа всегда был отрицанием всех основ комплаенса. Но это был успешный бизнес.
Психологи и специалисты по поведенческим дисциплинам отмечают, что люди, ни в жизни ни в бизнесе вовсе не руководствуются сознанием миссии и набором ценностей и принципов. Стратегия и тактика социального поведения: хорошо то, что сходит с рук. Именно этому правилу Дональд Трамп следовал неукоснительно. И всегда был успешен. А пока подобные бизнес-модели будут успешны, призывы к необходимости выработки правильного тона сверху будут оставаться словами.