Стало модно говорить, что пандемия Covid-19 изменила течение современной цивилизации. Ну, по крайней мере, мировая правовая система стремительно меняется. Меняется хаотично и невротично.
Правовая система определяет правила, по которым живут люди, и нормы, которым они подчиняются. Как пешки и ферзи в шахматной партии. Но вирус смёл все фигуры с шахматной доски и врезал этой доской по головам игрокам. Государства «забивают» на международное право, вводят режимы чрезвычайной ситуации (ЧС) и занимаются выживанием по принципу «каждый за себя». А граждане государств, то есть человеческая популяция, тем более предоставлены самим себе и каждый выживает как может в режимах ЧС. Итак, пандемия и правовая система.
На дракона со смартфоном?
Продвинутые юридические умы продолжают делать вид, что они контролируют всё ещё существующее правовое поле и не боятся вирусного дракона. Юристы идут на дракона со смартфоном. Как-то так. Примером тому служит программа международного онлайн форума «Законы коронавируса» на базе Петербургского международного юридического форума (10-12 апреля 2020). Оказывается, что юридическая элита сейчас озабочена такими вопросами как:
права и культура человека в карантине;
как найти свою новую роль в условиях изменений в сфере труда и соцзащиты;
вызовы работы в удалённом доступе;
будущий ренессанс после созидательного разрушения, устроенного коронавирусом;
взвешенный надзор и контроль;
является ли форс-мажором пандемия;
и проч.
То есть, дракон, конечно есть, но вот мы его смартфоном. Ведь у нас же интернет и удалёнка и видеоконференцсвязь и всякого рода социальные технологии. Всё так конструктивно и оптимистично.
Цифровые миражи в карантине
Сейчас просматриваются два варианта глобальной оценки текущей мировой ситуации.
Первый вариант рассматривает пандемию как «творческое разрушение», которое ведёт нас в будущее, базирующееся только на самых последних технологических достижениях. Типа, вирус уничтожит всё кроме интернета и смартфонов. Прочее уйдёт в прошлое, мир станет управляться всякого рода алгоритмами, которым будут вынуждены подчиниться чиновники. Останется только цифровая цивилизация последнего десятилетия, а индустриальный 20-й век отомрёт, как сгинули каменный топор и конная тяга.
Пандемия и правовая система: о чём судиться будем в судный день
Этой якобы позитивной картинке противостоит такой антиутопический апокалипсис. Согласно пессимистическому сценарию, пандемия быстро уничтожит всю надуманную и раздутую часть нынешней цивилизации. Человечество быстренько перестанет интересоваться гендерным многообразием, феминизмом, экологизмом, вегетарианством и проч. Появится актуальность, в том числе правовая, задач времён каменного топора и конной тяги: как набить живот хоть какой-нибудь едой и выжить. Невротичные интроверты и индивидуалисты обречены. Выживут только сплоченные сообщества разного рода крепких пацанов с волынами и битами.
Давление апокалиптического варианта уже сказывается и на юридических практиках. Например, на глазах блекнут столь актуальные ещё совсем недавно комплаенс и харассмент. Кого будут интересовать правовые аспекты этичного ведения бизнеса, если бизнесы просто гибнут на глазах, в том числе и юридические? Подводить начальников под статьи за приставания на работе у девушек больше не получится – работы нет как таковой. А если кто и требуется, то курьеры, электрики, сантехники.
Поэтому, конечно, можно дистанционно обсудить права человека и культуру в карантине, и ролевые моменты трудоустройства в период эпидемии. Обсудить можно, поскольку вирус пока только карабкается вверх по графикам и есть ещё несколько месяцев прежде чем мировая экономика пробьёт дно.
Нет, смартфоны и видеоконферецсвязь у юристов и судей ближайшего будущего действительно никто не отнимет. Только юридические практики, осуществляемые в грядущей цифровой цивилизации, не исключено, будут сходны с теми, которые были актуальна для неандертальского этапа развития человечества.