Эксперты по комплаенсу всё чаще советуют руководству компаний учитывать в своей деятельности риски, связанные с банкротствами.
Комплаенс-контроль и комплаенс-менеджмент банкротных рисков становится всё более актуальной темой на стыке практик комплаенса и банкротного права. На американских рекрутинговых сайтах можно найти тысячи вакансий по специальности Bankruptcy Compliance jobs (что-то вроде Работа в Банкротном Комплаенсе). Вакансии открывают крупные юридические и финансовые компании. Это означает, что работа с банкротными рисками в США является действующим направлением практик комплаенса.
В отечественной юрисдикции минимизация банкротных рисков для бизнесов становится всё более острой проблемой в связи с острым ростом числа банкротств в российской экономике, которая развивается не слишком успешно. Количество дел о несостоятельности по итогам 2019 года может почти в два раза превысить показатели 2017-го. Государство реагирует на волну банкротств постоянными изменениями федерального закона о банкротстве. Коррективы вносятся десятками. В результате анализ и мониторинг банкротного законодательства становится отдельным направлением консультативной практики. А в целом половина консалтинговых заключений по правовой тематике содержит упоминания о банкротных рисках. Эти риски касаются отнюдь не только компаний, в той или иной степени вовлечённых в банкротные процедуры. Да и собственно банкротные дела, как правило, затрагивают широкий круг организаций, включая кредиторов и должника с его контрагентами. Так что можно сказать, что банкротные риски существуют практически для всех бизнесов.
Основные комплаенс-риски в банкротной сфере связаны с оспариванием сделок и субсидиарной ответственностью. Выявление дочерних и контролируемых компаний, подозрительных на неплатёжеспособность и контроль сделок, потенциально ведущих к неплатёжеспособности, а также исключение из числа контрагентов организаций, имеющих признаки неплатёжеспособности – всё это становится частью комплаенс-менеджмента банкротных рисков. На первом месте в разбирательствах банкротных дел, как правило, находятся споры о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника. Поэтому мониторинг и минимизация рисков «субсидиарки» тоже должны стать объектом первостепенного внимания специалистов, реализующих комплаенс-функцию.
Юристы, проводящие комплексный анализ банкротных рисков компаний, получили прозвище «торговцев страхом». Но по сути, «торговля страхом» является первым этапом построения любой работающей комплаенс-системы. На фоне слабых успехов экономики и постоянно ужесточающегося законодательства актуальность и необходимость включения банкротных политик в систему отечественного комплаенс-менеджмента представляется очевидной. Поэтому торговля банкротными «страхами» выгодна не только для продавцов, но в первую очередь, для покупателей. Можно достаточно уверенно говорить о том, что отработка банкротных технологий – одно из самых реальных направлений развития практик комплаенса на ближайшее время.