Большие зарубежные компании обязательно внедряют комплаенс-системы.
Аналитические исследования показывают, что корпорации включают в число приоритетов финансовый антиотмывочный комплаенс, антикоррупционный, антимонопольный и трудовой комплаенс, а также кибергигиену. Отдельным и особо важным направлением, стала в последние годы корпоративная этика, оттеснившая комплаенс в границы сугубо консультативно-правовой сферы. В России комплаенс и корпоративная этика представляют собой новый, развивающийся и пока не устоявшийся тренд. В отечественной юрисдикции комплаенсом озабочены флагманы бизнеса, работающие на международных рынках. Специалисты дружно отмечают, что комплаенс, как риск-ориентированный подход к управлению бизнес-процессами, и сам является быстро развивающимся процессом. Постоянно появляющиеся новые технологии и внешние действующие факторы порождают всё новые риски, требующие разработки новых направлений комплаенса. Новые риски – новый комплаенс. Эта закономерность в полной мере относится и к отечественному бизнесу. Какие возрастающие правовые риски и какие новые направления комплаенса можно заметить на российском экономическом горизонте?
Санкционное право и санкционный комплаенс
Экономические санкции, активно вводимые против РФ последние пять лет, заставляют российские компании, работающие на зарубежных рынках, учитывать риски санкционного ущерба и противодействовать ему в правовом поле. Санкционный комплаенс включает в себя анализ и оценку рисков попадания российских граждан и организаций в санкционные списки ЕС и США, проверку структур и деятельности компаний на соответствие санкционному законодательству, разработку правил взаимодействия, исключающих попадание под санкции, соблюдение должной осмотрительности при работе с иностранными контрагентами и многое другое.
Банкротный комплаенс
Число банкротств в российской экономике постоянно возрастает. Одновременно вносятся всё новые изменения в федеральный закон о банкротстве. Таким образом увеличиваются риски как самих банкротств, так и ущерба, связанного с неадекватными юридическими действиями. В связи с этим резко возрастает потребность в анализе и мониторинге банкротного законодательства и разработке комплаенс-политик по противодействию банкротным рискам. К таковым прежде всего относятся потери, связанные с оспариванием сделок и субсидиарной ответственностью лиц, контролирующих должника.
Уголовные риски
В последние годы в РФ быстро растёт число уголовных обвинений, вменяемых бизнесам. Это и мошенничество и налоговые, и валютные преступления. Соответственно, организации хотят иметь возможность оценить и минимизировать уголовные риски, связанные, например с возможным проведением обысков и реакциями сотрудников. Запросы бизнесов на выработку риск-ориентированных подходов в уголовной сфере делают актуальными комплексные системы противодействия уголовным рискам и экономическому ущербу, связанному с гражданской ответственностью.
Криптоактивы
Российские бизнесы довольно активно участвуют в криптоиндустрии, пользуясь отсутствием законодательства, регулирующего цифровые финансовые активы. Однако крипторынок не имеет границ, а во многих национальных юрисдикциях цифровые валюты уже регулируются достаточно жёстко. С июня 2020 года вступят в силу международные стандарты регулирования крипторынка, требующие от всех операторов, работающих с виртуальными валютами, исполнения в полном объёме антиотмывочных и антитеррористических процедур, действующих для традиционных валют. Риски работы на крипторынке возрастают с каждым днём и крупные зарубежные криптобиржи и хедж фонды срочно обзаводятся комплаенс-службами. Новый комплаенс необходим в индустрии виртуальных денег.
Групповые иски и потребительское право
С октября 2019 года в РФ вступил в силу закон о коллективных исках в судах общей юрисдикции. Групповые судебные процессы могут многократно увеличить ущерб бизнесов, занятых в потребительском праве. В группу повышенного риска попадают фирмы, предоставляющие финансовые и телекоммуникационные услуги, управляющие компании, туроператоры, производители фармацевтики и косметики и прочие операторы рынка потребительских товаров и услуг.